Привет, дождь! — сказали мы, с трудом разлепив глаза и высунув замерзшие носы из-под двойных одеял. За ночь заметно похолодало, а в окно хмурилось и плевалось холодными брызгами серое небо. Согреваясь горячей овсянкой и чаем, мы впервые порадовались, что не весь маршрут у нас проходит на велосипедах.
На остров Хийумаа — второй по величине остров Эстонии — нас доставил паром. Это была наша первая и самая долгая за всю поездку паромная переправа — за машину и 4х пассажиров мы заплатили 24 евро. Пока паром медленно полз по серым волнам, Таша и Мила изо всех сил старались насладиться морем на сыром ледяном ветру, пока ребята отсматривали снятый вчера видеоматериал в уютном салоне.
Как оказалось, девчонки мёрзли не зря — справа по борту показался маяк, которого не было ни в маячном паспорте, ни в Интернете! Стоит он на пустынном островке Rukkirahu с 1940 года. На остров почти никто не высаживается, кроме маяка на нем нет ни зданий, ни деревьев, и этот маленький маячок 76 лет отважно светит судам в полном одиночестве.
Тахкуна — первый маяк-хийумаасец (ага, так называют жителей острова) ждал нас в 40 с лишним километрах от порта. Дорога шла через однообразный сосновый лес, но когда дождь немного утих, мы стали замечать чудесные детали — поляну ярких цветов в лесу, ухоженные эстонские домики, и даже встретили и накормили яблоками пугливую лошадку.
Заскучавшие на заднем сидении Бромптоны отчаянно запросились наружу! Укутавшись потеплее, девчонки отпустили операторов вперед и пересели на велосипеды. Лес ожил, наполнился острыми хвойными запахами и тонкими сладкими ароматами цветов, голосами птиц и шумом прячущегося за деревьями моря. Все чудеса мира, которые не увидишь через окно автомобиля, открываются перед велосипедистом!
Но на последних километрах дождь снова начал накрапывать, а чем ближе мы подъезжали к мысу Тахкуна, тем сильнее чувствовался морской ветер.
На место мы приехали, с трудом перебирая педалями, Таша ещё раз поблагодарила тяжеловатые, но теплые походные ботинки, которые прошли с ней всю Исландию, а Мила поняла, что апрель и Балтика не очень дружат с летними слипонами — у маяка на месте ног были льдышки. Сразу видно, кто из нас путешественник со стажем.
Отдохнуть не удалось — Вася с Вадимом не теряли зря времени, ожидая нашего прибытия, и подготовились к съёмкам. Пришлось отлепить с глаз мокрые челки и побороться с ветром ещё раз — теперь уже на камеру. Ветер уносил прочь и шапки, и распоряжения наших режиссеров, поэтому некоторые кадры пришлось переснимать снова и снова, а самым популярным словом в этот день стало “Чтооо?”
Тахкуна открыт для посещения с 1го мая, как и все эстонские маяки. Но в этот промозглый день мы не смогли найти возле маяка ни одной живой души, хотя старательно стучались во все двери уютных домиков, окружавших маяк, в надежде вновь пообщаться со смотрителем. Может, и к лучшему — с вершины маяка в такую погоду нас бы точно сдуло!
Но нужно признать, что маякам невероятно к лицу шторма! Особенно таким стройным и ухоженным, как Тахкуна. Пока волны заливали наши ботинки, ветер вырывал из рук фотоаппараты и уносил прочь слова, маяк непоколебимо и равнодушно возвышался над нашей съемочной суетой. Ничто не отвлекает его от его единственной миссии — светить кораблям в море.
План устроить пикник на пляже по понятным причинам пришлось отменить. Хорошо, что мы забили рюкзаки быстрым перекусом — чаем в термосах, быстрорастворимым белком и питательными батончиками Bite, которые всё путешествие выручали нас в экстремальных погодных и голодных условиях. Согревшись горячим чаем и перекусом в машине, мы помчали дальше.
Удача не покинула нас — на ярко-красный маяк Ристна нам удалось забраться, несмотря на несезон! Подъехав к маяку, мы заметили, что дверь в него открыта нараспашку. Внутри оказался… нет, на этот раз не смотритель, а рабочий, который чинил оборудование. Подробную экскурсию, как вчера, мы не получили, но зато в нашем распоряжении было сколько угодно времени, чтобы излазать маяк вдоль и поперек, внутри и снаружи, полюбоваться морем с высоты 37 метров и понаделать миллион кадров — таких же ярких, как и сам Ристна.
Кстати, Ристна и прошлый маяк Тахкуна — почти братья. В 1871 году правительство России приобрело на международной выставке в Париже конструкции двух чугунных маяков. Заказ выполняли на заводе Эйфеля. Маяки Ристна и Тахкуна заказывались одновременно. При транспортировке их обменяли и на мысе Тахкуна, имеющем для мореходства не очень большое значение, возвели высокий маяк, свет которого обладает большой дальностью. Наименьший маяк — Ристна — установили на полуострове Кыпу.
Этот полуостров знаменит еще одним маяком — к нему и лежал наш дальнейший путь.
Одноименный маяк Кыпу — старейший маяк Балтики и третий по возрасту действующий маяк в мире! Даже его конструкция выдает его возраст — гигантские контрфорсы придают Кыпу сходство и с ракетой, и со знаменитым древним Александрийским маяком, одним из 7 чудес света.
Маяк строился почти 30 лет с 1505 по 1531 год на самом высоком холме острова. И сейчас по-прежнему более высокого маячного огня на Балтике нет. Хотя Кыпу и невысок — всего 36 метров, что ниже всех других маяков на острове, — высота холма поднимает огонь на 102,6 метра над уровнем моря. И хотя сам маяк уже не так часто используется для навигации, он — признанный культурный памятник Эстонии.
Вокруг Кыпу множество построек — здесь и кафе, и сувенирный магазин, и небольшой музей. Все, конечно, закрыто до 1го мая. Зато мы с удовольствием воспользовались оборудованным местом для пикника, чтобы наконец-то нормально пообедать — сварить походные макароны с тушенкой и умять очередную порцию вкусных фруктовых батончиков с чаем.
С тоской смотрели мы на вершину маяка, представляя, какой открывается вид на окрестности с высоты 102х метров над морем. Приедь мы всего на неделю позже — залезли бы наверх всего за 2 евро с человека… И, вероятно, встретили бы толпу других таких же путешественников.
Население острова — 10 тыс человек. Но, очевидно, все они собрались в другом месте, там, где снимали и отдыхали мы в течение нескольких часов — не было ни души. Кто бы мог подумать, что, чтобы убежать от всего мира и насладиться одиночеством, нужно ехать не в Тибет, где, к слову, толпы народа, а к эстонским маякам в несезон. Весь остров — наша съёмочная площадка, завидуйте, киношники со всего мира! Только наш маяк и наш остров. Никаких пересъёмок и дополнительных дублей, потому что вот та старушка так некстати вышла из магазина. Вадим с Васей предположили, что могут оставить камеру снимать таймлепс, вернуться через 4 часа и с большой вероятностью найти все на своем месте. Разве что, увлекающиеся фотосъёмкой лесные жители могли утащить нашу аппаратуру. Проверять не стали.
Иллюзия необитаемого острова продолжилась и в отеле.
Погода всё так же леденила кровь и конечности, дождь то переставал, то начинался вновь, так что мысли о палатке нас на этот раз даже не посещали. Приехав в забронированный на ходу отель (спасибо мобильному Интернету от ГудЛайн за спонтанность в планах), мы оказались у запертых дверей большого красивого здания рядом со старинным замком. Звоним по указанному на дверях телефону и получаем инструкции: код от двери такой-то, выбирайте любые комнаты на втором этаже, деньги “положите на комод”. И оказываемся абсолютно одни в огромном прекрасном двухэтажном отеле!
Надо признаться, мы долго носились по номерам, выбирая самый лучший вид и самые большие кровати, перекликиваясь, как индейцы, впервые дорвавшиеся до городских благ. Но после промозглого дня в лесах мы примерно такими себя и чувствовали!
Горячий душ и хороший прогноз погоды на завтра быстро вернули нам цивилизованный облик. Таша и Мила твердо решили — завтра наряжаемся в платья и едем на велосипедах по максимуму, наверстывая упущенное за сегодня.
Тогда мы ещё не знали, что большую часть пути велосипеды проедут на нас… Но об этом в следующем посте!